Прекрасная фоновая музыка для чтения этой темы.
1.Мир юмора массовой культуры
Задумывались ли вы над вопросом: "Над чем мы смеёмся?" Рассмотрим анекдоты.
— А вот моему другу врач прописал лечебное голодание. И знаете, сколько денег он сэкономил? Хватило и на похороны и на девять дней, и ещё на сорок дней осталось.
В этом анекдоте говорится о том, что другу некоего человека врач прописал лечебное голодание в результате которого человек умер, и что у него из-за того что он не употреблял пищу во время голодания остались деньги на похороны, на девять дней и на сорок дней, а мы смеёмся... Хорошо ли смеяться над такой информацией? Стали бы вы смеяться если бы то, что случилось с этим человеком случилось с вами или с вашим мужем (женой), или с вашим лучшим другом (подругой)(вспомните золотое правило нравственности, призывающее (не) поступать с другими людьми так, как вы (не) хотите, чтобы поступали с вами)?
— Водительские права получил?
— Получил! Осталось только фамилию вписать.
В этом диалоге один из собеседников сообщает, что незаконным способом приобрёл водительские права. Хотели бы вы, чтобы подобный человек оказался водителем транспортного средства на котором вы ездите или, чтобы большинство водителей считало возможным получать и получало права таким незаконным способом (вспомните И. Канта, призывавшего поступать всегда так , чтобы этот поступок могли бы — к всеобщему благу — совершить и все другие, чтобы вы, в качестве разумного существа, могли желать, чтобы этот поступок, принципы, которыми вы руководствуетесь при его совершении, могли стать всеобщим законом)? Не можете ли вы или ваши близкие стать жертвами дорожно-транспортного происшествия произошедшего из-за подобного водителя?
Жена — мужу:
— Какой позор! Вань ты только представь себе: какой-то Лермонтов опубликовал в своей книге стихи, которые ты посвятил мне, когда мы познакомились!
Как вы отнесётесь к тому, что ваша жена (муж) периодически вам врёт? Хотите ли вы жить с глупым, не приобщённым к искусству человеком, учитывая то, что, обычно, такие люди обладают массой отрицательных качеств?
Не находите ли вы, после нашего рассмотрения, содержание этих анекдотов безобразным или хотя бы некрасивым? Почему же люди смеются над анекдотами, которые почти все имеют подобное безобразное содержание?
Задумаемся над вопросом: "К чему приводит приобщение к произведениям юмористического искусства, вернее продукции юмористического антиискусства, так как подлинное искусство прекрасно, его образы совершенны и обладают непреходящей ценностью ценностью, и применять одни и те же термины к двум столь разным областям, не адекватно, не красиво, не правильно?" Анализ этой продукции выявляет наличие в ней определённой системы ценностей, определённого восприятия событий, видения мира, которые навязываются человеку. Приведу примеры.
Один мужик показывает сослуживцу фотографию, на которой он заснят в группе женщин:
— С каждой из них в санатории я крутил любовь, — говорит он с гордостью.
Сослуживец, рассматривая снимок и узнав на фотографии свою жену, отдыхавшую в том же санатории, робко спрашивает:
— И с этой тоже?
— Нет эта оказалась честной — как с мужем приехала, так с ним и уехала.
"Секс со множеством людей противоположного пола — это предмет гордости и нормальное явление" — такое воззрение навязывает этот анекдот. Каковы последствия такого воззрения показывают значительное увеличение распространённости различных венерических заболеваний, распада семей, абортов, деградация отношений между мужчинами и женщинами там, где этого воззрения начинают придерживаться много людей. Следующий кощунственный анекдот прямо называет то, чем являются подобные сексуальные отношения.
Молитва девушки: "Святая дева Мария, зачавшая без греха, помоги мне согрешить без зачатия!"
"Алкогольные напитки — это то, перед чем невозможно устоять" — девиз следующих анекдотов.
Террористы захватили винные погреба Массандры и четвёртый день не могут сформулировать свои требования.
Поздно вечером жена открывает дверь весьма подгулявшему супругу и взрывается:
— Всё! С меня хватит! Решай: или я, или водка!
— Да? А сколько водки?
Результатами употребления алкоголя являются многочисленные болезни, разводы, большая часть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения... Как видно из вышеприведённых примеров, система ценностей, навязываемая этой продукцией, близка к системе ценностей бесов...
Вовлекаясь в общение с миром юмора массовой культуры, человек будет иногда встречаться, чем больше он будет втягиваться в этот мир, тем больше, с отвратительными, извращенческими его созданиями. Это подобно тому, как человек впервые приходит на порнографический сайт, чтобы посмотреть нормальный секс, и сталкивается там с такими извращениями, с такими ужасами, которые у него постепенно возникает желание посмотреть, а посмотрев и совершить...
Общение с миром юмора массовой культуры приводит к тому, что человек усваивает то восприятие, которое он имеет при общении с этим миром, это восприятие у него переносится и на различные события, происходящие в его жизни. Рассмотрим рассказ Задорнова М.
ЗАПИСКИ ОХОТНИКА ЗА КИРПИЧАМИ
Я часто получаю письма от своих читателей и телезрителей. По первым же строчкам становится ясно: пишет графоман, шизофреник или человек разумный, наблюдательный, порой даже остроумный. Однажды распечатал письмо, написанное очень корявым, меняющимся от абзаца к абзацу почерком. Его автор явно был человеком нервным, а скорее всего даже не в себе. Однако, прочитав первые строчки, я понял, что все равно дочитаю письмо до конца. Вот они:
«Пишу вам из реанимации. Когда вспоминаю, как я сюда попал, начинаю смеяться, а делать мне этого нельзя, потому что я весь травмирован».
Согласитесь, человек, хохочущий в реанимации, мягко говоря, заинтриговывает. Я стал читать, с каждой следующей строкой убеждаясь, что передо мной письмо этакого энергичного бедолаги, который очень посредственно учился в школе, в результате чего стал жертвой собственного недообразования.
Он собрался соорудить пристройку к своему дому. Основательную. Из кирпича! Но ему даже и мысли не пришло в голову купить кирпичи. Только наворовать! Жил он в глубочайшей глубинке. Стройка была там всего одна. На окраине. Длилась много лет. Обшарив все окрестности, только на ней он нашел свободные кирпичи. Правда, на шестом этаже этого недостроенного долгостроя. Сначала решил, что сил у него хватит сгонять туда-обратно раз двести (я давно заметил, что в нашем человеке появляется самая необузданная энергия, когда он чувствует, что ему что-то где-то может достаться на холяву). Потом, правда, к его чести и соображалке, он решил все-таки изучить ситуацию. А вдруг найдется какой-то другой способ спустить вниз кирпичи! Не такой занудный, как беганье с ведром на шестой этаж и обратно. Изучил. Пришел к выводу, что такой способ есть. Рабочие сами поднимали кирпичи наверх довольно изобретательно. Бочкой. Бочка была привязана к тросу. Трос пропущен через блок, прикрепленный на шестом этаже. Те, кто стоял внизу, работали при этом лебедкой. Этакое доморощенное, не переводимое на другие языки устройство. Поскольку лебедку уже давно с этого долгостроя украли сами рабочие, в конце дня строители привязывали внизу конец троса, оставляя бочку наверху, чтобы ее, бочку, не украли. Им на ум не могло прийти, что может однажды случиться. Этой бочкой и решил воспользоваться наш герой.
Несмотря на то, что я пересказываю письмо своими словами, одно слово автора не могу не сохранить без изменения. Вспоминая в самом начале тот предреанимационный вечер, он написал: «Смеркалось». Все-таки в русском человеке всегда теплится ностальгия по поэзии, писательству. От такого вступления у меня создалось ощущение, что сейчас я буду читать Тургенева. Этакие «Записки охотника за кирпичами».
Итак... Смеркалось! Бедолага забрался на шестой этаж. Нагрузил кирпичами бочку. Естественно, нагрузил максимально, чтобы уложиться в минимальное число спусков. И, естественно, перегрузил. В экономике цивилизованных стран это назвали бы «неправильным планированием». Спустился вниз. Помните? Смеркалось! Для страховки (чтобы бочка не выскользнула) привязал трос к правой руке и отвязал его конец от коряги.
Поскольку перегруженная бочка была намного тяжелее его самого, смеркалось или не смеркалось, не имело уже никакого значения. Согласно простейшему закону физики наш герой начал возноситься. Он не сразу понял, что с ним произошло. Сообразил, в чем дело, только когда, взмыв над елками, увидал закат над лесом. Все-таки в душе он был поэт. А посему, любуясь закатом над лесом, не заметил, как, пролетая мимо третьего этажа, верхней частью туловища встретился с бочкой. От удара чуть не потерял сознание. Но вывернулся. И полетел дальше. Подлетая к блоку, был уверен, что жизнь закончилась: сейчас переломает все кости. С испугу перекрестился свободной левой рукой. Однако, на его счастье, существуют все-таки законы физики. Бочка в этот момент ударилась о землю. От удара дно бочки вылетело вместе с кирпичами, и наш «поэт» с той же скоростью полетел вниз...
Как люди проводят вечера в нашей стране? Кто на концерты ходит, кто в театр. В этот момент, по его признанию, он подумал, что лучше бы он все-таки сегодня вечером пошел с женой в клуб на концерт. Хотя концертов терпеть не мог. Видимо, так его эти мысли увлекли, что он опять не заметил, как, пролетая мимо третьего этажа, во второй раз встретился с уже родной для него бочкой. Та отшибла ему и нижнюю часть. Наконец он упал прямо на кирпичи. Можно сказать, на свои кирпичи. Приватизированные. Только строить уже нечем. И не до этого! Потерял сознание.
Первая строка последнего абзаца повергла меня в гомерические слезы: «Не знаю, сколько времени я пролежал без сознания, но когда я очнулся, уже не смеркалось. Взошла луна».
Молодец, подумал я, еще и луной успел полюбоваться!
И далее цитирую: «Первое, о чем я подумал, придя в сознание и посмотрев на правую руку, которую что-то больно тянуло вверх: на кой я привязал этот дурацкий трос к своей руке? И я его отвязал. Послышался страшный, нарастающий скрежет чего-то приближающегося. Какая-то тень летела на меня. Через несколько секунд она ударилась в меня, и я снова потерял сознание. Этой тенью были остатки бочки».
Я читал это письмо, постепенно влюбляясь в нашего героя, и думал: какое надо иметь безразмерное чувство юмора, чтобы писать сатирику из реанимации, ухохатываясь над собой! Все-таки есть чему у нас поучиться!
Уместен ли смех при слушании этого рассказа, ведь в процессе событий, над которыми аудитория смеётся, человек, судя по рассказу: "Только строить уже нечем", получил очень тяжёлые переломы и, возможно, навсегда останется инвалидом?.. Не уместнее ли в данном случае жалость, сочувствие, страх за этого человека? В основе такого восприятия лежат:
1. Разобщённость (сделать далекими, чуждыми друг другу, прервать общение, общность между кем-нибудь ) людей. В различных религиях учат видеть Бога - Истинное Я во всём, что предполагает умение видеть других как проявление себя - Истинного Я - Бога, умение ставить себя на место других, способность ощущать радости и страдания других как свои собственные радости и страдания, проявление участия, сопереживания, сочувствия, сострадания. Где все эти прекрасные, божественные качества?.. "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. " (Матф. 22,36-40). Соответствует ли такое состояние (разобщённость) этим двум заповедям? "Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф.25:31-46)...
2.Бессердечность (неотзывчивость к чужим страданиям, отсутствие чуткости, равнодушие, бесчувствие, холодность
3.Чувство своего превосходства над героем рассказа.
Почему же большинство людей смеются над юмористической продукцией? Во-первых, потому что их содержание, зачастую, как мы видели из вышеприведённых примеров, довольно безобразное, облекается в комическую форму, в результате возникает нечто подобное искусству, с особенностями восприятия аналогичными законам восприятия искусства. Но как можно охарактеризовать такое восприятие юмористического "искусства"? Нельзя ли назвать его бесовским восприятием сатанинского "искусства"? Действительно, и это во-вторых, при восприятии юмористического "искусства" бес, находясь в соответствующей сфере ада, перемещает свой дух в тело человека так, что дух, органы духовного тела (чакры, энергетические центры) беса и человека составляют одно целое (он переносит в человека только свой дух, а не тело; это похоже на то, как одно облако или газообразное вещество (дух беса) смешивается с другим (входит в другое) облако или газообразное вещество (душа, дух человека)), чтобы посредством своих мыслей, чувств, желаний, своего восприятия, своего видения управлять восприятием, видением, чувствами, мыслями, желаниями человека. Этот бес находится в очень весёлом состоянии, которое передаётся человеку, он обладает очень большой чувствительностью к тому, что представляется ему смешным, и способен долго и сильно смеяться даже над малосмешным материалом, благодаря чему человек будет смеяться почти над всем, над чем будет смеяться бес, будет смеяться и тогда, когда ему, если бы в духовном взаимодействии с ним не находился бес, было бы не смешно. Этот бес обладает относительно развитым чувством юмора, способностью представлять то, что он хочет в смешном свете. Если человек, принимая положительные чувства беса по отношению к юмористическим материалам, принимая его удовольствие от восприятия их, его желание часто воспринимать и создавать их за свои чувства, своё удовольствие и своё желание, не критически относясь к содержанию этих материалов, соглашаясь с мыслями этого беса о юморе, начинает периодически читать юмористические издания, смотреть юмористические передачи и т. п., стремится сам шутить, то этот бес часто входит в духовное взаимодействие с ним, наблюдая за всеми событиями его жизни, или почти во всё время бодрствования пребывает в духовном взаимодействии с ним. Подробнее о том как ангелы и бесы взаимодействуют с людьми можно прочитать в моей книге.
Христианство относится к юмору очень неодобрительно. "А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога." (Новый завет. К Ефесянам 8:3-5)
"Шутки и брань представляют собой карикатуру на человека. В каждой шутке - надругательство над человеческой личностью, унижение ее, освинячивание человека, стремление заменить его лицо уродливой рожей, как в кривых зеркалах, которые показывали в балаганах. В шутке исчезает уважение к человеку как образу и подобию Божиему. А вместе с уважением пропадает любовь. Если во время плача сердце человека смягчается, то во время шуток оно становится жестким, как камень. Во время шуток и смеха ум человека помрачается, он не может мыслить о чем-либо высоком и святом, он ищет в других уродства. Насмешка - это радость о том, что человек, образ Божий, одет в одежду, вывернутую наизнанку. <…> Говорят, что от шуток бывает хорошее настроение, - это неправда. После продолжительных шуток и смеха человек чувствует опустошение. Отмечено, что карикатуристы и клоуны в своей личной жизни отличаются угрюмым и раздражительным характером, а нередко и приступами черной меланхолии, как будто шутки и смех - это темные провалы души, в которых гаснет свет ума и исчезают духовные силы. Если человек, выслушав дюжину анекдотов и вдоволь посмеявшись над ними, станет на молитву, то он воочию увидит безобразие своей души. Есть психический комплекс шутника, который везде и всегда ищет несоответствия и уродства; для него вся жизнь - постоянный парадокс. Если он не шутит в течение одного часа, то чувствует какой-то внутренний дискомфорт, как пьяница, лишенный алкоголя, или наркоман, оставшийся без наркотиков, словно какие-то силы распирают изнутри его душу. Ему в полном смысле этого слова становится плохо. Он начинает шутить с такой жадностью, с какой голодные набрасываются на пищу. Человек настолько привыкает шутить, что шутит почти машинально. В его подсознании происходит постоянный поиск и обработка шуток. Он шутит даже неожиданно для самого себя. <…> Диавол - любитель и ценитель шуток. Это - невидимый режиссер той клоунады, которая происходит в уме человека. Самое страшное последствие греха в том, что он удаляет от души благодать Духа Святаго." (Архимандрит Рафаил (Карелин) Тайна спасения).
Почему при восприятии юмора одни люди смеются значительно сильнее и дольше других, а другие, и их не мало, не смеются вообще? Эти факты показывают, что смех не является естественной реакцией на юмор, если бы он был естественной реакцией на юмор, то смеялись бы все, и смеялись бы все примерно одинаково сильно и долго, а является реакцией организованной и управляемой бесами, реакцией вошедшей в привычку (похожую на условный рефлекс) и представляющейся человеку естественной, отсутствие смеха при восприятии юмора (не замечали ли вы, что у большинства религиозных деятелей, священников, серьёзных последователей религий, интеллигенции, культурных людей, приобщённых Красоте-Истине- Добру "чувство юмора" отсутствует или проявляется слабо?) показывает, что бесы не могут организовать эту реакцию у этих людей, не могут управлять ими.
Что представляют собой бесы смехотворства (назвал их так по аналогии с учением Православия, утверждающим, что большинство совершаемых людьми видов грехов, совершаются под воздействием соответствующих видов бесов, например, гнев, ссоры, месть вызываются бесом гнева)? Это существа, которые когда-то вошли в соприкосновение с миром бесовского юмора и были постепенно преобразованы другими бесами в бесов смехотворства, при этом была полностью подавлена их подлинная личность, подлинные стремления, мысли, чувства, желания, восприятия, видения, реакции, мировоззрение. Большинство из них не знают, того, что их смех не является естественным, что они смеются по привычке.
Таким образом мы видим, что мир юмора массовой культуры — это искусственно созданная демоническая реальность, своего рода нехорошая виртуальная реальность, в которой существа живут и действуют как запрограммированные (зомби), выполняя программы, составленные другими злонаправленными существами. Майя ((санскр. "колдовство", "мистификация", "иллюзорность"), понятие индийской мысли, означающее как силу космической иллюзорной креативности, так и ее результаты. На уровне субъективного восприятия соответствует неведению (авидье) относительно истинной природы вещей, мир иллюзий, "мыльный пузырь"), где торжествует безобразное-ложное-злое.
2.Мир юмора элитарной культуры
Основная характеристика юмора элитарной культуры состоит в том. что его предметом или объектом является нечто нехорошее, неразумное, непрекрасное, облекая которое в юмористическую форму автор стремится, отчётливо выявить негативное содержание, неразумность, безобразность, чтобы преодолеть это отрицательное, для торжества Красоты-Истины-Добра.
"Нет ничего серьезнее глубокого юмора", — пишет Бернард Шоу. Юмор — это "особый вид комического; отношение сознания к объекту, к отдельным явлениям и к миру в целом, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьёзностью. В отличие от собственно комической трактовки, Ю., рефлектируя, настраивает на более вдумчивое, серьёзное отношение к предмету смеха, на постижение его правды, несмотря на смешные странности, — в этом Ю. противоположен осмеивающим, разрушительным видам смеха. В целом Ю. стремится к сложной, как сама жизнь оценке, свободной от односторонностей общепринятых стереотипов. На более глубоком (серьёзном) уровне Ю. открывает за ничтожным возвышенное, за безумным мудрость, за своенравным подлинную природу вещей, за смешным грустное — "сквозь видный миру смех... незримые ему слезы" (по словам Н. В. Гоголя). Жан Поль, первый теоретик Ю., уподобляет его птице, которая летит к небу вверх хвостом, никогда не теряя из виду землю, — образ, материализующий оба аспекта Ю. Отношение Ю. к сатире определяется уже тем, что источником сатирического смеха служат пороки, недостатки как таковые, а Ю. исходит из той истины, что наши недостатки и слабости — это чаще всего продолжение, утрировка или изнанка наших же личных достоинств. Сатира, открыто разоблачая объект, откровенна в своих целях, тенденциозна, тогда как серьёзная цель Ю., глубже залегая в структуре образа, более или менее скрыта за смеховым аспектом. Бескомпромиссно требовательная позиция сатирика ставит его во внешнее, отчуждённое, враждебное положение к объекту; более интимное, внутренне близкое отношение юмориста (который "входит в положение" предмета его смеха) тяготеет к снисходительности, вплоть до резиньяции — перед природой вещей, перед необходимостью.)" Юмор — это "изображение в художественном произведении каких-л. явлений действительности в комическом, смешном виде, когда при этом насмешка, внешне комическая трактовка сочетаются с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха .
Рассмотрим примеры.
Попадает христианин в рай. Встречает его ангел, проводит по прекрасным местам и показывает где что.
"Вот тут у нас баптисты, вот тут католики, вот тут евангелисты, вот тут..."
Тут христианин видит закрытое помещение, из которого доносятся песнопения.
"А там кто?" — удивленно вскрикивает христианин.
"Тсс! Там православные, но они думают, что они здесь одни."
В данном примере ярко показана неразумность ряда представлений, присущих немалой части приверженцев Православия. Этот юмористический диалог помогает освобождению от этих представлений, торжеству Истины.
Уснув на проповеди, не восхрапи, ибо восхрапев можешь разбудить ближнего своего.
В этом примере критикуются проповеди немалого числа пасторов, содержание и форма которых банальны, неинтересны, проповедей, не способных достичь своих основных целей.
Умение посмеяться над собой, если предметом является соответствующее содержание, свойственное представителям элитарной культуры, предполагает способность осознать некоторую свою деятельность, некоторые свои представления как ошибочные, что является положительным качеством, так как помогает человеку становиться умнее, прекраснее.
Такой юмор не является пустословием и смехотворством ("А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога." (Новый завет. К Ефесянам 8:3-5)). Когда люди воспринимают произведения, содержащие такой юмор, пытаются создавать подобные произведения или просто шутить подобным образом, тогда в духовное общение с ними входят ангелы, а не бесы смехотворства.
Отредактировано Kolupaev_A_V (2009-05-30 17:16:31)